Немного о фехтовании :) или "где заканчиваются следы патриархов"

 

 

 

-----Original Message-----

 

>

> В твоей практике заманчива простота, но когда начинаешь, идёт борьба с воображением. Да, с умом трудненько справиться, с самоотождествлением, с инертностью привычного мироощущения. Удаётся несколько секунд восприятие напрямую, без чувств, а потом что-то накрывает будто тебя и ты ловишь себя на старой тропе, где сравниваешь, руководствуешься чувствами, корректируешь умом. А это уже не то...       Когда удаётся, возникает растерянность и как-то не по себе, потому что в мозгу нет привычного отражения, в которое вперяешься умом... Так?     Я вглядывалась в дерево за окном, на несколько секунд стала им, потеряла ощущение собственного тела и, когда мой ум выскочил и воскликнул: - вот оно, я смогла!   Всё пропало. Ты прав, нужна работа над собой...

>

 

Ну какая ты всё-таки умница! :) Майя, это правда :)

 

Я имею в виду твоё овладение практикой. Пиши мне пожалуйста больше. Я прошу об этом потому, что видя сейчас твои первые опыты, вспоминаю себя. Но мне некому было тогда объяснить. Просто появлялось состояние и я пробовал с ним что-нибудь делать. То есть первоначально появлялось осознание, что делать надо так, а потом я начинал – а если так попробовать, а если вот эдак :) В итоге приходил к тому, что действительно работало. Ты очень правильно описываешь поведение ума :) он действительно бывает ошарашен подобным подходом. Вдруг он - такой ежедневно нужный и необходимый оказывается не так уж и необходим, ибо мы вполне способны обходиться и без него, воспринимая всё напрямую. А главное, при отсутствии ума :) и возникновении осознанности, в нашей жизни появляется меньше разболтанности, меньше хаотичности, появляется ясное понимание (осознавание) что именно надо делать и, главное, когда. Тогда начинается наше совпадение с жизнью. А совпадение с Жизнью не может не привносить в нашу повседневную жизнь состояние счастья. Искреннего счастья. Не счастья от чего-либо или почему-либо, а просто счастья от постижения самой жизни :) От постижения её напрямую, всем сердцем, всем телом, всем своим существом, не прибегая к помощи никаких посредников, просто видя мир таким, каков он действительно есть. Мир удивительно ясен и прост, если в нём нет хаотично метущегося ума :) Тогда жизнь просто есть. И эта - просто жизнь, становится по-настоящему красива. Потому что она становится проявлением самого Бытия. И, когда ты впервые соприкасаешься с этим, ты видишь всю необъятность Бытия и те возможности, которые открываются и которые прежде были перекрыты умом, игрой ума. Игрой воображения. Ум домысливал, дорисовывал то, чего не было, выступая как хулиганистый проказник :) Посмотри сколько людей вокруг. Насколько часто то, что услужливо предлагает им ум идёт вразрез  с тем, что действительно происходит в жизни. Сколько раз ум вносил сумбур и путаницу в сознание людей. Простой пример такой игры ума это состояние ревности. С чего начинается такая игра этого шалопая :) с тем, кому он достался? Начинается эта игра с додумывания. Когда к одной детали (назовём это – информация) дорисовывается что-то другое, иное, чем то, что в действительности происходит в этот момент в жизни. Так ребёнок дорисовывает человечку, чьё фото представлено в журнале, бородку, огромные пушистые брови, нос пятачком и козьи рожки. Чудесно :) А ревнивец ведь в это начинает верить :) А ум скачет и скачет дальше. Вот почему необходим воспитатель ума и таким воспитателем может являться только осознанность. Это опять же, как со взрослым и ребёнком. Взрослый, обладающий осознанностью, намного старше и мудрее, у него намного больше опыта взаимодействия с миром. И, когда ребёнок шалит и эта шалость, вполне возможно, может в этот момент представлять для ребёнка опасность, взрослый им исподволь руководит, подводя ребёнка к тому, чтобы его (ребёнка) поведение также становилось всё более и более осознанным. То есть эта осознанность перерастает в некую дисциплину ума, от которой ребёнок не становится менее подвижным и игривым, но он оказывается способен сам себя отводить от того, что могло бы повредить и ему самому и кому-либо другому. В результате он остаётся ребёнком, но при этом он становится ребёнком глубже и более чутко воспринимающим окружающую его жизнь. Ведь так? :)

То же самое происходит, когда мы соединяем действия нашего ума с состоянием осознанности. Сначала он шалеет от такого нахальства, что нечто вдруг посягает на его территорию, на которой он так беззаботно шалил и творил всё, что мог только пожелать. Но проходит время, и он начинает прислушиваться, как прислушивается ребёнок к кому-то более мудрому. И постепенно он начинает испытывать интерес, видя, что осознанность действительно умеет нечто большее. В итоге они начинают вместе претворять в жизнь свои планы. И лишь одно отличает эти планы от всех предыдущих, это то, что в этих планах, действующий в содружестве с осознанностью ум, действительно начинает рисовать в восприятии жизнь такой, какая она в действительности есть, наполняя её удивительно богатыми красками. И восприятие, как ни удивительно, действительно становится полней и полней.

 

Ты говоришь, что посмотрела на дерево за окном и на какой-то момент ощутила, что сама стала им. То есть произошло разтождествление с привычным образом себя. :) Так делал мой ребёнок. :) Но в этой практике есть ещё такой момент – когда наше восприятие готово сигануть к предмету и слиться с ним в одно (условно говоря, прилипнуть теперь к нему восприятием, забыв наше тело), мы можем перевести наше внимание, на то, чтобы ощутить будто бы наша кожа, например, плеч, стала более чувственной и чуткой к соприкосновению, настолько чуткой, что мы оказываемся способны соприкоснуться ею с чем-либо, не прикасаясь к этому вплотную, а делая это на расстоянии. Попробуй это. Здесь важно не думать об этом, а просто ощутить первое мгновение такого соприкосновения. Дистанционного соприкосновения этой сверхчувствительной кожей с каким-либо предметом. С тем же деревом за окном. Я объясню для чего это нужно – ум, он при восприятии неконтролируемо мгновенно перемещается к тому, о чём мы думаем. Точно также за умом может мгновенно последовать и восприятие. Что происходит, если мы в своём восприятии прикасаемся к тому же предмету кожей? Мы способны регулировать как силу контакта, так и интенсивность наших ощущений. То есть само восприятие становится более контролируемым. И, с одной стороны, мы как бы соприкасаемся с предметом, но наше восприятие не поглощается полностью им одним. Мы оказываемся способны воспринимать контакт с предметом и, в то же самое время, сохранять некоторую дистанцию, то есть не происходит полная отождествлённость с ним. Возникает некая отстранённость в восприятии, как если бы мы держали в руке предмет и его бы рассматривали. С одной стороны, мы ощущаем, воспринимаем его находящимся в нашей руке. С другой стороны, мы его наблюдаем. Это двойное восприятие, при котором есть контакт с рукой, есть живое ощущение присутствия объекта, но нет перетекания восприятия в него, нет полной отождествлённости. В результате в нашем восприятии присутствует объект, мы ощущаем соприкосновение с ним, и, в то же самое время, чувствуя его, сохраняем некоторую дистанцию. И то, и другое при этом происходит одновременно. Ведь наша задача не научиться щупать предметы на расстоянии, что, наверное, привлекло бы к этой практике, большое количество мужчин разного возраста :) Наша задача в другом – в том, чтобы уловить непосредственно момент возникновения осознанности. А этот момент существует непосредственно после начала такого дистанционного соприкосновения с предметом и до момента переключения нашего восприятия на него и отождествления с ним. Конечно, это не просто. И может появиться момент, когда захочется это бросить, и всё же это не ловля солнечного зайчика. Этот момент уловить возможно. И, уловив его однажды, дальше нам уже будет легко обращаться с ним. Конечно, кто-то может нас спросить, что мы делаем в этот момент? И мы вполне можем ответить: ловим солнечного зайчика :) Ты ловила его в детстве? :) Вспомни этот момент. В тот момент, когда ты направляла на него внимание, ты могла воспринимать его, но не могла отождествиться с ним. Он всё время выскакивал из кулачка наружу :) Но ты могла его при этом воспринимать, направлять на него своё свободное внимание, но при этом не было ни одного момента, когда ты могла бы отождествиться с ним. Просто вспомни это чувство. Был первый момент соприкосновения, был момент осознанности, но не происходило отождествления, потому что солнечный зайчик выскакивал. Он был вне отождествления, он был неуловим и, в то же самое время, ты могла направлять на него свои чувства. Попробуй теперь сделать то же самое с деревом, которое ты наблюдаешь из окна. :) Как если бы оно было тем зайчиком :) Ты можешь к нему дистанционно прикоснуться, почувствовать его и, в то же самое время, твоё внимание, воспринимая его, остаётся полностью осознающим этот контакт с деревом и, в то же самое время, никак не захваченным им.

Есть восприятие соприкосновения и, в то же самое время, соприкосновение это всё время оказывается как бы в самом начале. Не давая захватить себя тождеством. Но оно есть. Есть соприкосновение, которое постоянно оказывается в самом своём начале. И именно твоё восприятие теперь начинает играть роль солнечного зайчика :) Оно воспринимает контакт с деревом, как солнечный зайчик, условно говоря, ощущал контакт с твоей рукой, но не оказывался захвачен ею, хотя всё время находился на твоей руке в состоянии контакта с ней :) Не тренируйся таким образом очень долго. Пусть это просто станет своеобразной игрой с восприятием. Вспомнил, что вбуддизме, в книге «Письма мастера дзен мастеру фехтования» приводится пример с плавающей в воде тыквой, которую загоняют в воду, а она, как бы её не загоняли вглубь воды, всё время выныривает и оказывается на поверхности. Так удаётся сохранить осознанность восприятия, в том числе осознанность контакта, осознанность соприкосновения, и в то же самое время, не допустить захваченности им внимания и отождествления с ним. Фехтование в этом случае, очень помогает поймать это состояние. Но в нашем случае, как я понимаю, из домашнего инвентаря, фехтовать можно только веником или шваброй :) Не хочешь попробовать? :)))))

Со стороны можно будет подумать, что человек дозанимался до того, что нахватался глюков :) Вот уже и шваброй фехтует :)))))  :)

Но это для того, чтобы немного тебя отвлечь, чтобы избежать какой-либо усталости от занятия :) Когда твоё восприятие станет таким «солнечным зайчиком», оно окажется способно свободно передвигаться от объекта к объекту, входя в непосредственный контакт с ним, чувствуя его и, в то же самое время, не будучи этим захваченным.

Какую бы мы практику ни делали, будь то сталкинг толтеков, практика дзен с использованием сидячей медитации или какую-нибудь другую, во главе угла всегда будет стоять способность не подпасть под воздействие возникающих в сознании мыслей и появляющихся в восприятии тех или иных чувств. В том числе это является основным условием и при выполнении практики Умной молитвы, успокаивающей наш иногда скачущий ум. Вот почему я тебе предложил воспринимать какой-либо объект или просто пространство на расстоянии, делая это телом. В этом случае никак не задействуется ни ум, ни пять чувств и, в то же самое время, восприятие постоянно происходит. Но что именно в этот момент в нас воспринимает? Что способно непосредственно находиться в состоянии отвлечённым от чувств, свободном от какого-либо умственного описания и, в то же самое время, находящееся в состоянии трезвления духом, осознанности? Как ты думаешь, что это? Естественно, ответ присутствует уже в самом вопросе. Делает это присутствующий в нас дух, представляющий собой основу нашего восприятия. Это то, что существует задолго до ума, это то, что оказывается способно осознанно контролировать как проявление пяти наших чувств, так и ум, и спонтанно управлять и тем, и другим.

Но, как мы уже говорили раньше, он присутствует до них, существуя до…, существуя раньше… И поэтому с их помощью, он никогда не уловим. Как наш солнечный зайчик. И, в то же самое время, подобно пляшущему перед нами солнечному зайчику, который мы не можем никак ухватить, мы не можем заявить, что его не существует и что его нет. Ведь это так? Он (дух / осознающее начало) существует. Существует до чувств, мыслей и слов. И всегда остаётся неуловим для них. Вот почему мудрость и знание о нём не почерпнуть из книг. И всегда, во все времена этого контакта с тем, что называется дух, с тем, что является нашей изначальной осознанностью добивались только практикой. И вот теперь становится ясно почему только подобное может проникнуть в подобное. Туда, куда не проходит ни ум, ни пять чувств, проходит то, что всегда обладает пропуском к такому проходу – осознанность.

Осознанность – восприятие напрямую. А это возможно только в случае, когда восприятие объекта оказывается не захвачено ни описанием (игрой ума), ни пятью чувствами, то есть абсолютно ничем из того, что уже известно нам. И именно поэтому во все времена люди испытывали трудности с изложением этой практики. Потому что изложение практики даётся не для ума, осознать суть этой практики и использовать её ум не может, но зато это запросто может сделать то, что мы определили здесь и, как это определяется в других духовных традициях (посвящённых наработке осознанности)- дух. И всё, что нам остаётся обрести, это просто навык в практике. Подобно тому, как в фехтовании (кэндо) отработка движений начинается с повторения определённых шагов, так и при практиковании осознанности, задача заключается в простом повторении, в отработке навыков осознанности. Для начала просто важно помнить, что осознанность – это восприятие напрямую. А восприятие напрямую, то есть, минуя захваченность умом и пятью чувствами (именно захваченности), потому что не существует такого момента, когда они перестанут появляться. И прогресс в практике начинается тогда, когда мы окажемся способны воспринимать мир, не зависимо от наличия или отсутствия их.

 

Письма мастера дзэн мастеру фехтования
(Тайное писание о непоколебимой мудрости)

Чьё искусство лучше

Хроники меча Таиа

http://www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm



Хостинг от uCoz